История происхождения игральных карт

Автор: | 26.11.2014

Что наша жизнь? Игра!

История появления игральных карт начинается с повсеместно распространенной в древности игры в кости. Китай, Индия, Греция, Рим и Египет — нет такой древней цивилизации, памятники которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения этой игрой.

Быстрота определения выигрыша и почти молниеносная смена благосклонности фортуны сделали игру в кости одной из азартных игр. Пара кубиков с точками определяла взлеты и падения, обогащение и разорение. Древнеиндийская поэма «Махабхарата» повествует о том, как царевич Наль, один из сыновей Панду, играя заговоренными злым духом Кали костями, лишился своего царства и был вынужден отправиться в изгнание.

Древние германцы лишались не только денег, но и своей свободы — проигравший в кости покорно отправлялся в рабство. Игроки относились к своим игральным костям благоговейно и даже с некоторым страхом — как к живым существам или властительным духам. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями.

Азарт породил, с одной стороны, шулеров, а с другой — многочисленные запреты и гонения на игру в кости. Шулеры использовали в игре кости со скошенными плоскостями или смещенным центром тяжести, добавляя внутрь кубиков свинец или ртуть. Известны также кости с магнитной пластинкой внутри, падением которых можно управлять. В Средние века указы против игры в кости выходили с завидным постоянством вплоть до 1396 года, когда была запрещена не сама игра, а изготовление и распространение поддельных костей.

 

«Восхвалим Господа!»

От игральных костей произошли костяшки домино. Согласно китайским легендам эту игру изобрели приблизительно в XII веке. Первоначально костяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. В комплекте китайского домино частей без точек не было, поскольку прямоугольники, разделенные на два квадрата, представляли собой результат бросания двух костей.

Название «домино», по одной из версий, произошло от монахов-доминиканцев. Попав в Европу, эта игра первоначально распространилась в католических монастырях. Монахи канонизировали ее, доведя число костяшек до 28 с семью цифровыми знаками, символизируя универсальный семиричный закон гармонии. При этом первый ход они сопровождали словами: «Восхвалим Господа!» Считалось, что эти слова могли принести удачу. По-итальянски они звучали так: «Benedlcamus Domino».

 

Крестоносцы и Марко Поло

По одной из версий, игральные карты попали в Европу с арабского Востока после Крестовых походов. Однако, судя по законам Магомета о запрещении изображать человеческие фигуры, на этих древних картах не могло быть рисунков людей, которые мы привыкли видеть сегодня.

Древнейший экземпляр карт, гравированных на меди и на которых изображены фигуры людей, обнаружен в Италии и относится к XIV веку. Поэтому более правдоподобной выглядит версия, согласно которой венецианский купец и путешественник Марко Поло в XIII веке завез домино и китайские игральные карты в Европу.

Эта гипотеза происхождения карт опирается на более конкретные данные. Китайцы создали игру в домино при помощи трансформации игры в кости. А когда домино было перенесено на картон, то получились карты со шкалой очков. Затем добавились «фигуры» по образу бумажных денег, имевших хождение в Китае.

Считается, что число мастей в игральных картах пришло из Индии, где на них изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям. Существует также мнение, что четыре масти обозначают времена года, а 52 карты соответствуют числу недель в году.

 

Особенности национальной символики

Всеобщую известность в Европе карты приобрели в XIV веке. Жезлы (des batons), монеты (des deniers), кубки (des coupes) и мечи (des epees) существуют до сих пор в так называемых испанских картах, распространенных в Италии, Испании и на юго-западе Франции. Немецкие карты имели другую символику: сердца, бубенцы, листья и желуди (или кисти на конце шнура).

Пики, черви, бубны и трефы появились во Франции в конце XV века. Затем они были «экспортированы» в Англию, где трефы и пики обозначались словами clubs и spades, соответствующими французским жезлам и мечам.

Французский священник отец Мене-стрие утверждал, что карты не только служат средством развлечения, но и символизируют общественное и государственное устройство с его королями, королевами и вассалами. Черви представляют священнослужителей, пики, которые являются оружием офицерства, — дворянство, бубны символизируют буржуа, камни их домов, а трефы — крестьян».

В XVII веке рубашку для карт стали делать мелким пунктирным рисунком. Это была защита от шулеров, чтобы они не наносили свои знаки на обратную сторону карт. В начале XVIII века в Италии начали выпускать двухголовые карты, то есть такие, в которых одна половина отражает другую.

Вплоть до Великой французской революции история карт — это череда бесконечных введений и отмен налогов на карточную игру и содержателей игорных домов. Во время революции с карт исчезли все монархические символы: короны, скипетры и королевские лилии. Но художники не знали, что изобразить на головах «свергнутых» королей. Валеты назывались теперь «земледельцами» (cultivateurs), и художники старались наделить карты символами нового общества. После Реставрации короли, дамы и валеты вновь вернулись на свои карточные места.

 

Тройка, семерка, туз

Первые карточные игры зародились в Индии и, заимствовав шахматную тактику, состояли в защите короля простыми солдатами (пешками), то есть пронумерованными картами его масти.

Первые европейские карточные игры были комбинационными. В таких играх необходимо было как можно быстрее соединить карты по картинкам или цветам. Затем появились пасьянсы. С разработкой более сложных правил и введением взяток начались азартные карточные игры на деньги, состояния или личную свободу.

Сохранился итальянский манускрипт, датированный 1299 годом, в котором впервые упоминается запрещение карточных игр. В Испании запрет на игру в карты ввел орден Калатравы в 1331 году. В Кастилии аналогичный указ был издан в 1332 году королем Альфонсом XI.

В России увлечение карточными играми осуждалось, так как считалось путем к преступлениям и разжиганию страстей. При правлении царя Алексея Михайловича в Соборном уложении 1649 года говорилось о наказании игроков: их били кнутом и лишали пальцев рук путем отрубания.

В настоящее время существует порядка двухсот самых популярных карточных игр в мире, хотя их общее количество — более пятисот. Пасьянсов, пришедших из прошлого, не более трехсот, а более тысячи придумано авторами компьютерных программ. Карточные гадания передаются из поколения в поколение лишь с незначительным изменением трактования тех или иных карт.

Карты и азартные игры с ними прошли долгий путь, прежде чем стали легализованными и популярными во многих странах мира.